Инновационная деятельность

Тема ОЭР и инновационной деятельности:

«Проектная деятельность школьников (в соответствии с проектом новых стандартов)»

Результаты опытно-экспериментальной работы и инновационной деятельности:

   


Ссылка на сайт:

http://assistant.i-teach.ru/



         Сайт «WEB-ассистент организатора исследовательской и проектной деятельности» относится к категории сетевых проектов профессионального развития по направлению  «повышение профессиональной компетентности  педагога начальной и основной школы в организации исследовательской  и проектной деятельности учащихся». 

«WEB-ассистент организатора исследовательской и проектной деятельности» -  инструмент сопровождения процесса развития и самообразования учителя.   Скомпонованные в едином доступном ресурсе материалы, позволяют учителю ознакомиться с теоретическими основами данной технологии, и особенностями организации исследовательской деятельности учащихся начальной и основной школы на практике. Кроме того, использование предлагаемого инновационного продукта в практике позволяет привлечь к процессу обучения родителей, делая их компетентными и полноправными участниками этого творческого процесса.

«WEB-ассистент организатора исследовательской и проектной деятельности» состоит из четырёх модулей, заполняемых разными участниками образовательного процесса:

I модуль «Немного теории» представляет собой подборку материала по теоретическим основам исследовательской деятельности и содержит необходимый методический инструментарий для помощи участнику данного процесса.

1.1.   Теоретические заметки

1.2.   Глоссарий

1.3.   Инструментарий

II модуль «Схема проведения исследования» раскрывает основные этапы проектной деятельности.

2.1. Тема исследования

2.2. Выработка гипотезы

2.3. Организация исследования

2.4. Подготовка к защите

2.5. Защита проекта

III модуль «От умений к исследовательским навыкам» определяет основные направления работы по формированию исследовательской культуры школьников как необходимого условия для формирования исследовательского поведения и предлагает практические упражнения по данной теме.

3.1. Мыслительные умения и навыки

3.2. Умения и навыки работы с источниками информации

3.3. Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи

IV модуль « Из практики» это непосредственно практические работы, реализованные педагогами школы, разработчиками и пользователями данного инновационного продукта.

 

Проект на английском языке «The Hermitage Masterpieces»

В марте 2013 года в 5 классе был запущен инновационный проект на английском языке «The Hermitage Masterpieces».

Задачами проекта стали: повышение мотивации учащихся, формирование их социокультурной и коммуникативной компетенций, актуализация и повторение пройденного лексико-грамматического материала.

В рамках проекта была предпринята попытка создания коммуникативных ситуаций, которые не только были бы интересны школьникам, но и мели бы общественно-значимый контекст (эстетический, художественный, социальный, нравственный).

Работа велась в тесном сотрудничестве с родителями школьников, которые на начальном этапе проекта посетили вместе со своими детьми Государственный Эрмитаж.

Во время этих визитов участники проекта выбрали то, что им наиболее интересно. Таким образом, были намечены три основных маршрута: «Итальянское искусство эпохи Возрождения», «Малые голландцы», «Импрессионисты и постимпрессионисты». Это и определило темы для дальнейшей работы.

На втором и третьем этапах проекта был использован метод учебного турнира, подразумевающий конкуренцию и соревнование. Класс был поделен на три команды, которые во время повторного посещения музея с учителями английского языка сняли три фильма, под названиями: «Шедевры итальянского Возрождения», «Коллекция голландских художников 17 века» и «Загадки импрессионистов».

Фильмы были созданы в разных жанрах, что было обусловлено содержанием материала. Один фильм представлял собой экскурсию по музею, другой – презентацию на заданную тему, а третий – обмен впечатлениями учащихся о живописи импрессионистов.

Третьим этапом проекта стал открытый урок под названием «Знакомство с шедеврами Эрмитажа», на котором были широко использованы мультимедийные технологии и аудио-визуальные материалы различного характера.

Урок начался с просмотра и обсуждения фильмов, созданных самими участниками.

Далее были проведены викторины, которые показали не только знание истории создания Государственного Эрмитажа и его коллекций, особенностей стилей и жанров живописи, творчества западноевропейских художников, но и умение достаточно свободно вести беседу на заданную тему.

Так, участникам проекта было предложено при помощи видеоматериалов воссоздать архитектурный ансамбль музея, узнать по портретам архитекторов и художников и поделиться своими знаниями о них, определить жанр художественного произведения, указав на его характерные черты.

Наибольший интерес вызвал конкурс, где нужно было узнать по репродукции картину из коллекции Эрмитажа и объяснить, что на ней не так, как в оригинале (лишний/недостающий предмет, животное или человек).

Далее на экране появилась картина Анри Матисса «Разговор», и учащимся было предложено составить и разыграть диалоги на пройденные темы. Это было одно из самых творческих и трудных заданий, при выполнении которого школьникам пришлось продемонстрировать не только знание лексического и грамматического материала, но и социальную компетентность, коммуникативные навыки, умение применять полученные знания на практике и даже артистизм.

На уроке работа велась в командах, и дух конкуренции, средневековая и классическая музыка, увлекательные конкурсы и викторины, необычайно интересное содержание проекта и его творческая атмосфера, несомненно, способствовали повышению мотивации участников.

В заключение были подведены итоги работы, подсчитаны призовые очки и победителям вручены грамоты.

Таким образом, в процессе работы над проектом учащиеся познакомились с некоторыми образцами западноевропейского искусства, расширили свои страноведческие знания, закрепили ранее пройденные лексико-грамматический структуры английского языка. Кроме того, работа в рамках данного проекта помогла идентифицировать социокультурную и коммуникативную компетенции участников, усовершенствовать их коммуникативные навыки, навыки монологической и диалогической речи, повысить интерес к изучаемому предмету, а значит, и повысить мотивацию.

 

Иванова С.С., Пешкова И.В., Хон Л.Н. 


Тема ОЭР и инновационной деятельности:

«Интеграция предметов различных циклов на основе проектной деятельности и ИКТ»

   Презентация "Система интегрированных занятий в образовательном учреждении"

В работе над инновационным продуктом участвует практически весь коллектив образовательного учреждения, так как разработка системы интегрированных занятий требует участия большого числа педагогов. Наиболее активно в опытно-экспериментальной работе задействованы Музырева Н.Б. (заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы), Колганова О.Е. (заместитель директора по УВР (ИКТ), учитель информатики), Павлова М.К. (учитель математики), Касторская Е.В. (учитель биологии), Грошева М.А. (учитель физики), Тищук И.Л., Шутова Т.В., Барбина Л.Ф. (учителя матеметики), Таммемяги Т.Н., Красногорцева Т.А., (учителя информатики), Мозговкина Е.В. (учитель русского языка и литературы), Мачехина Е.В., Минская С.М., Семенова М.Л., Семенова М.Н., Марусова С.А., Баранчук Г.А. (учителя английского языка), Королькова Е.А., Спиро А.В. (учителя истории), Рузавина Г.Ю. (учитель географии), Травкина Т.А., Ковшанова А.В., Столетова И.Л., Прохорова Т.В. (учителя начальных классов).

При разработке инновационного продукта мы преследовали цель улучшения качества образовательных результатов школьников (предметных, метапредметных, личностных) за счет использования потенциала интегрированных занятий разных видов.

Проблема интеграции предметного содержания общего образования – одна из наиболее актуальных в современной образовательной ситуации. Многие педагоги сегодня говорят о перегруженности школьников, которая зачастую обусловлена слабыми межпредметными связями. Внедрение компетентностного подхода, разработка образовательных стандартов нового поколения - все это делает особо значимой экспериментальную работу по исследованию возможностей интеграции предметов различных циклов как на уровне содержания, так и на уровне педагогических технологий.

Интегрированные уроки – это не единственный компонент школьной системы интегрированных занятий. Также в нее входят и интегративные темы проектной деятельности учащихся и внеклассные мероприятия.

В основу построения системы интегрированных занятий легли следующие принципы:

·  согласованность урочной и внеурочной деятельности по предмету и внеклассной деятельности в целях интеграции и расширения предметного содержания

·  адекватность возрастным особенностям школьников;

·  мобильность (в зависимости от особенностей и потребностей школьников может быть увеличено количество отдельных компонентов);

За период проведения экспериментальной работы были разработаны следующие элементы данной системы:

1.      Интегрированные уроки для учащихся 2-3 ступени (конспекты занятий представлены в сборнике «Интеграция предметов различных циклов на основе проектной деятельности и информационно-коммуникационных технологий», который школа подготовила для участия в ярмарке инновационных продуктов).

2.      Интегрированные проекты различной тематики и продолжительности «Мы отправляемся в путешествие» (5 класс), «Средневековая мозаика» (6 класс). Отдельно разрабатывалась система проектной деятельности для начальной школы, в рамках которой были отобраны наиболее эффективные способы организации проектной деятельности для учащихся начальной школы: кратковременные проекты, интегрирующие содержание двух предметов или выстроенные на базе одного предмета.

3.       Интегрированные внеклассные мероприятия («Грибы» для 6-го класса, «Архипелаг «ГУЛАГ» для 11-го класса).

Фотографии интегрированных уроков
по математике и физике, по математике и информатике

 

 

Фотографии интегрированных уроков
по английскому языку и литературе, по английскому языку и информатике
и проекта «Мы отправляемся в путешествие» (5 класс)

 

Фотографии интегрированных проектов,
«Средневековая мозаика» (6 класс) и внеклассного мероприятия «Грибы»

 

       Результаты осуществления экспериментальной деятельности показали, что интегрированные уроки позволяют достичь поставленных целей, что подтверждается данными традиционной предметной диагностики (результаты экспериментальных классов выше, чем контрольных). Ученические проекты интегрированного характера дают возможность каждому учащемуся найти свою уникальную нишу, проявить свои возможности с лучшей стороны. Учащиеся активно включались в проектную деятельность, с удовольствием демонстрировали ее продукты.

      Внедрение системы интегрированных занятий в ОУ – непростой процесс, который требует усилий всего педагогического коллектива. Поэтому технология его внедрения состоит из трех ключевых этапов:

1 этап – анализ возможностей коллектива (цель – выявить возможности и проблемы, которые могут повлиять на внедрение системы интегрированных занятий). Технология, которая сможет быть использована на этом этапе внедрения инновационного продукта – это SWOT – анализ, именно он позволит выявить возможности коллектива в области внедрения интегрированных занятий; плюсы, минусы, имеющиеся в ОУ, и сформировать оптимальную тактику дальнейшей работы.

2 этап – формирование творческих групп учителей для проведения отдельных интегрированных уроков, организации проектной деятельности, реализации внеклассных мероприятий.

3 этап – обеспечение управленческой поддержки проведения интегрированных уроков (коррекция расписания).

Главное условие эффективного внедрения продукта – заинтересованность педагогов и уверенность в педагогической целесообразности такого типа занятий.

Наиболее существенный эффект, который достигается при внедрении систем интегрированных занятий – это изменение в психологии педагогического коллектива, которое обусловлено необходимостью более тесного взаимодействия всех его членов.

Также происходят серьезные изменения в качестве образовательных результатов школьников (как за счет интегрированных уроков, так и за счет проектной деятельности), в первую очередь более результативно формируются метапредметные умения. Изменяется мотивация школьников за счет возможности выбрать интересующие проблемы в рамках проектной деятельности. Важным следствием внедрения системы интегрированных занятий является экономия учебного времени.

Наконец, привлечение родителей к совместной деятельности на разных этапах проектной деятельности способствует установлению партнерских отношений между учителями, школьниками и их родителями.

При использовании инновационного продукта могут возникнуть следующие сложности:

1.      Неготовность педагогического коллектива к использованию системы интегрированных занятий. Эта проблема может быть ликвидирована за счет предварительной разъяснительной работы.

2.      Недостаточная организационно-управленческая поддержка. Эта проблема может быть решена за счет разработки мер по поддержке системы интегрированных занятий в ОУ.

 

Выдержки из статьи в районный сборник 2011 г.