Новости, объявления

Описание Образовательной программы

Цели образовательной программы

Внешние и внутренние факторы определяют цели школьной образовательной политики:

  • достижение обучающимися образовательного уровня, соответствующего государственному стандарту;
  • формирование мотивов к непрерывному образованию в течение всей жизни;
  • совершенствование воспитательной системы и системы дополнительного образования, позволяющие планировать занятость учащихся во второй половине дня, предупреждать антисоциальное поведение, преодолевать психологические и психофизические трудности, стоящие на пути развития ребенка;
  • обеспечение возможностей для свободной социальной адаптации личности выпускника к условиям быстро меняющегося мира;
  • развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
  • предоставление возможности учащимся освоить в полной мере и использовать современные технологии, научить ориентироваться в информационном пространстве;
  • формирование у учащихся ключевых компетентностей, практической и психологической готовности для работы в любой структуре общества;
  • формирование у учащихся культуры жизненного самоопределения, умения анализировать ситуацию, культуру здорового образа жизни;
  • создание условий для самореализации и самоопределения, сохранения здоровья учащихся, обеспечения их безопасности;
  • разработка и внедрение новых образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
  • использование новых педагогических технологий для повышения эффективности и качества обучения;
  • развитие и поддержка учителей, занимающихся опытно-экспериментальной работой.

Принципы, лежащие в основе образовательной программы

Принцип открытого образовательного пространства

Этот принцип заключается в формировании открытого образовательного пространства для учащихся, родителей, педагогов. Главным «инструментом» педагога является коллектив школы в сотрудничестве с родителями, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому;

Принцип самоопределения и саморазвития

Только в открытом образовательном пространстве возможен процесс самоопределения каждого участника, не только учащегося, но и педагога, и администратора. Этот принцип предполагает активный, сознательный и ответственный выбор своих целей развития, предъявление своей позиции и ее открытое отстаивание, где бы то ни было. Этот принцип обязательно предполагает личную ответственность за свои слова и действия:

  • самостоятельное принятие решения и предъявление этой ответственности к другим;
  • самореализацию ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
  • формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

Принцип сотрудничества

Все участники образовательного процесса, независимо от возраста, компетенции, рода занятий, вступают во взаимоотношения сотрудничества. Этот принцип предполагает обязательное уважение каждого к правам личности. Данный принцип предполагает не только сотрудничество «учитель – ученик», но и сотрудничество «семья – школа».

Принцип партнерства

Данный принцип предполагает тесные партнерские связи со многими образовательными, досуговыми и культурными учреждениями Санкт-Петербурга. Для удовлетворения пожеланий учащихся и родителей составляются программы и привлекаются к работе педагоги дополнительного образования других образовательных учреждений (ДДЮТ, ЦСТТ, ЦИК, СДЮШОР), кроме того, учащиеся школы своевременно информируются об услугах, предоставляемых учреждениями города;

Принцип непрерывности процесса образования

Осознание каждым участником образовательного процесса необходимости обучения в течение всей своей жизни.

Специфика образовательной программы

В урочной деятельности:  

  • реализация программ углубленного изучения английского языка на всех ступенях обучения;

  • возможность выбора учащимися образовательного маршрута на третьей ступени (классы с углубленным изучением английского языка и классы с углубленным изучением английского языка и углубленным изучением математики); В течение последних лет в школе проводился эксперимент на третьей ступени образования, где учащимся предлагались альтернативные образовательные программы, так как после окончания 9 класса часть учащихся переходили в образовательные учреждения с математическим профилем, предполагая в дальнейшем поступление в технический вуз. Стремясь предотвратить отток учащихся после окончания 9 класса, которые хотели бы продолжить обучение в школе, но вынуждены были уйти для получения более глубоких математических знаний, было проведено анкетирование родителей, которые поддержали предложение школы – ввести альтернативные образовательные программы на 3 ступени в качестве эксперимента.
  • постепенное внедрение в учебный процесс на 3 ступени интеграции предметного содержания разных курсов обучения с целью оптимизации нагрузки учащихся.

Первоначальный выбор образовательной программы осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся в процессе выбора образовательного учреждения. Процедура выбора общеобразовательной программы предполагает ознакомление с нормативными документами, регламентирующими деятельность Образовательного учреждения, содержанием общеобразовательной программ, системой дополнительного образования обучающихся. Формы ознакомления с общеобразовательной программой:

  • индивидуальные консультации;

  • родительские собрания;
  • использование ресурсов web-сайта Образовательного учреждения.

Во внеурочной предметной деятельности: системное использование учащимися ресурсов школьной Медиатеки.

Во внеурочной деятельности: система дополнительного образования.


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основная образовательная программа начального общего образования для образовательных учреждений, работающих по УМК  «Школа России» и ОС «Начальная школа XXI века» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом МОиН РФ от 6.10.2009 г. № 373, с изменениями, утвержденными приказом МОиН РФ от 22.09.2011 г. № 2357); на основе анализа деятельности образовательного учреждения, с учетом возможностей  УМК «Школа России» и ОС «Начальная школа XXI века».

Образовательная программа для УМК «Школа России» и ОС «Начальная школа XXI века» представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития образовательного учреждения.

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Основная образовательная программа начального общего образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.

Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования.

 

Основная образовательная программа начального общего образования соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.  Это:

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

·  воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

·  единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

·  обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

·   формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

· формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

· содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Цель и задачи реализации образовательной программы

 

Главной целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи реализации образовательной программы

В учебной деятельности:

1. Достижение личностных результатов учащихся:

·    готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

·    сформированность мотивации  к обучению и познанию;

·    осмысление и принятие основных базовых ценностей.

2. Достижение метапредметных результатов обучающихся: освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

3. Достижение предметных результатов: освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

В воспитательной деятельности:

·    формирование ценностного отношения учащихся к учению, создание системы познавательных интересов и стремления творческой деятельности;

·    формирование начальных представлений о системе общечеловеческих ценностей, нормах морали, основ нравственно-эстетической воспитанности обучающихся;

·    воспитание любви к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, воспитание уважительного отношения к другим народам и их национальным культурам;

·    привитие обучающимся ответственного отношения к труду.

 

Общеобразовательная программа начального общего образования, обеспечивающая дополнительную  углубленную подготовку обучающихся по английскому языку для 2 - 4 классов первой ступени обучения, обеспечивает достижение обучающимися уровня подготовки, соответствующего требованиям образовательных стандартов начального общего образования и требований к углубленной подготовке по английскому языку.

Учебно – методические комплексы,
осуществляющие реализацию образовательной программы

Реализация общеобразовательной программы начального общего образования для первой ступени осуществляется УМК «Школа России» и ОС «Начальная школа XXI века».

УМК «Школа России» предусматривает применение комплекса учебных программ, отобранных на основе принципов культуросообразности, гуманизации и гуманитаризации образования.

Комплекс реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС, включая такую новую для начальной школы, как основы духовно-нравственной культуры народов России.

Главная концептуальная идея УМК «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина на­шего Отечества. Её основа - это современные достижения педагогиче­ской теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, с их исключительной ценностью и значимостью.

Образовательная система «Начальная школа XXI века» - первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное  обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы.

ОС «Начальная школа XXI века» опирается на развивающий подход, представленный в виде системы психолого-педагогических принципов:

а) личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) культурно-ориентированные принципы (принцип образа мира,  принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

В основе реализации основной образовательной программы
лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
  • технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),
  • проблемно-диалогическую технологию,
  • технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Главная цель ОС «Школа 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

Особенности начального общего образования
как фундамента всего последующего обучения

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка

- с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

·    с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика,

выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·    с формированием у школьника основ умения учиться и способности к

организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

·    с умением планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и

оценку;

·    с умением взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном

процессе;

·    с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты

адекватности и рефлексивности.

Планируемые результаты освоения
основной образовательной программы начального общего образования

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны:

1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

2) являться основой для разработки основной образовательной программы начального общего образования образовательных учреждений;

3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы
 начального общего образования отнесены:

- личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальных учебные действия (познавательных, регулятивных и коммуникативных);

предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Система условий реализации образовательной программы

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов (кадровых, материально-технических,  учебно-методических, информационных, финансовых, психолого-педагогических), необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования.

Требования дифференцированы по видам ресурсов, каждый из которых решает задачу обеспечения учебной деятельности младших школьников, образовательной (профессиональной) деятельности учителей начальной школы и управленческой деятельности администраторов начального общего образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды.


.

(в начало)