Размер шрифта Цветовая схема
  
 
Новости, объявления

Организация и сопровождение курса ОРКиСЭ

                                     



                                                                        

Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.

Список модулей:

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики»

17 декабря 2010 года Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Позднее курс был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики». Сначала предмет вводился экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 1 сентября 2012 года.

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Если в 2013\2014 учебном году все родители четвероклассников единодушно выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур», то в 2014\2015 учебном году дети изучали три модуля: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». На 2015\2016 учебный год по добровольному решению родителей опять выбраны модули «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».

На уроках ОРКиСЭ используется учебник и мульти-медийная техника.

Преподавание учебного курса ОРКСЭ ведется учителями начальных классов, прошедших обучение по программам Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования «Религиоведение. История мировых духовных культур в контексте современных философских концепций», «Теория и методика преподавания основ религиозных культур и светской этики». Помимо этого, учителя, преподающие ОРКиСЭ, посещают постоянно действующие семинары «Содержание и методические особенности учебного предмета ОРКиСЭ».

Список учебников:

·         Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.

·         Основы религиозных культур и светской этики: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.

·         Кураев А. В. Основы православной культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014. Также издано Электронное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры» (CD). — М.: Просвещение, 2014. ISBN 978-5-09-024069-7

·         Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.

·         Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.

·         Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.


ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ курса ОРКиСЭ

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКиСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознаёт необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.

Основные особенности

1) Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги.

2) Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.

3) Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

4) Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках данного курса.

5) Курс ОРКиСЭ организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

6) Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса могут работать вместе. На этих уроках они могут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.

7) Во время изучения курса возможно проведение общего школьно-семейного праздника, посвященного Дню народного единства, который отмечается 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.

.

Материалы
для родителей по отдельным урокам, темам, рубрикам курса


График проведения мероприятий
по выбору родителями (законными представителями) обучающихся модуля комплексного учебного курса ОРКиСЭ

 

№ п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

 1

Беседы с учащимися по воспитанию толерантного поведения, уважению к своим одноклассникам, к окружающим людям

сентябрь-май

Классные руководители 3-х классов

 2

Открытые уроки по курсу ОРКиСЭ

январь-февраль

Учителя 4-х классов, реализующие курс ОРКСЭ

 3

Классные родительские собрания, посвященные выбору модуля по курсу ОРКиСЭ

3 четверть

Классные руководители 3-х классов

 4

Общее родительское собрание, посвященное выбору модуля по курсу ОРКиСЭ

3 четверть

Заместитель директора по УВР

 5

Индивидуальные консультации для родителей

сентябрь - май

Заместитель директора по УВР, классные руководители 3-х классов

 6

Формирование методического обеспечения курса ОРКиСЭ в соответствии с выбором родителей

сентябрь - май

Заместитель директора по УВР, зав. библиотекой

 7

Подготовка кадров к преподаванию курса ОРКиСЭ

сентябрь - май

Заместитель директора по УВР

 8

Размещение (обновление) информации на сайте школы

сентябрь-январь

Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ИКТ


РЕГЛАМЕНТ
выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»